среда, 11 января 2012 г.

Как решиться проводить мастер-классы

Ваши работы уже доросли до высокого уровня, в процессе вы открыли для себя множество секретов, придумали свои приемы и техники – пришла пора поделиться этим с другими. Многие хотят проводить мастер-классы, но мешает либо отсутствие должных амбиций, либо критическое отношение к себе, либо просто страх, либо недостаток информации. Поэтому я с удовольствием поделюсь нажитым опытом и впечатлениями со всеми, кто видит себя в близком или далеком будущем в роли мастера в области скрапбукинга. Я провожу живые мастер-классы больше года, и получила с их помощью и новых друзей, и весомый эмоциональный багаж, и вдохновение, и новое видение себя, вобщем, всего не скажешь, это надо чувствовать.

Идея мастер-класса.
Пожалуй интересная идея – это самое главное для успешного мастер-класса. Здорово, если у вас она уже есть, значит все остальное можно легко и быстро организовать. Если вы еще ищете свою идею, то хотелось бы посоветовать выбрать что-то самое простое и привлекательное из своих работ для начала, то, что на взгляд окружающих у вас получается лучше всего. Ну и конечно будет просто здорово, если ваш мастер-класс будет чем-то отличаться от других подобных. Например, очень многие ведут мастер-классы по открыткам. Группы на них набираются небольшие, а готовые работы часто похожи друг на друга. Но если подойти к этой идее иначе, предложив свое совершенно иное видение готовой открытки, то казалось бы очень распространенный мастер-класс приобретет новую жизнь. Также можно остановиться на мастер-классе для новичков, тут пример излюбленной темы – винтаж. Большинство из тех, кто только недавно увлекся скрапом, испытывает невероятное упоение от подкраски страничек кофе и состаривания краев. Думаю, поиск идеи не заставит вас долго думать, ведь самые интересные вещи на поверхности, вокруг нас.

Студия.
Второй шаг – это поиск места проведения мастер-классов. Некоторые мастера проводят их прямо у себя дома, приглашая учеников и угощая чаем. У меня тоже был такой опыт, ничего плохого в этом нет, тут больше стоит вопрос, насколько это для вас и ваших домашних комфортно. Все-таки намного удобнее проводить занятия в специальной студии. В чем же преимущества? Самое главное, пожалуй, в студии уже имеется огромное количество инструментов и материалов. Дома же, если вы не так долго увлекаетесь скрапбукингом, скорее будет куда более ограниченный выбор. Редко у какого скрапера имеются 30 фигурных дыроколов, 15 резиновых ковриков (ну или хотя бы 5, чтобы каждому организовать рабочее место), пара-тройка швейных машинок (многие не любят, когда за их машинку вообще кто-то другой садится) и прочие радости в количестве. В студии же можно практически всегда найти чернильную подушечку или брадсик нужного цвета. Также мне нравится большое, просторное и светлое помещение студии, в которой я провожу занятия, и наличие дополнительных комнат, где можно попить чай и поесть сладостей. Нравится, что гостям на моем длительном мастер-классе подают сэндвичи в обеденное время, заваривают кофе и пару видов чая, поддерживая их в горячем состоянии все время, при этом совершенно меня не отвлекая. Еще один плюс работы в студии – уже имеющаяся у них аудитория постоянных посетителей и репутация. Одному собирать группу гораздо сложнее. Минус в студии только в том, что ее аренду нужно оплачивать. Плата за аренду в студии Ля Стиль (может кто-то расценит это как рекламу, просто раз уж я взялась расписывать все как есть, буду называть имена-пароли-явки), с которой я работаю, составляет примерно 40% от стоимости мастер-класса, если он проводится с материалами мастера (студия при этом всегда рада предоставить свои инструменты в пользование безвозмездно). Каждый случай сотрудничества рассматривается и оговаривается отдельно, также бывают акции и скидки не только для посетителей, но и для мастеров. Наш магазин спонсирует некоторые интересные мастер-классы, предоставляя весомую скидку на материалы по заявке мастера и обеспечивая пиар-поддержку для набора участников (рассылка, блоги и социальные сети). Так что если вы все-таки склоняетесь в сторону студии, смачно сфотографируйте вашу идею, максимально вкусно опишите ее и отправляйте по электронной почте, после чего с вами свяжутся, чтобы обсудить детали.

Подготовка.
Перед проведением мастер-класса лучше набросать его план, в который можно иногда подсматривать в процессе, особенно если создаете сложную конструкцию. В плане также можно отметить все свои идеи, которые собираетесь озвучить участникам, чтобы ничего не забыть.
Также желательно набросать список, что вам нужно взять с собой: может вы используете какой-то особенный клей, или потребуются магниты – тут важно, чтобы все даже самые мелкие вещицы не были оставлены дома. У меня есть таблица на компьютере, что я беру на тот или иной мастер-класс, и каждый раз я, собираясь, просто ставлю галочки в ней.
Сделайте максимальное количество заготовок, чтобы избавить участников от монотонной работы (например, на своих мастер-классах по блокноту я как правило предоставляю уже сложенные и спресованные листы бумаги с дырочками-пропилами на корешке, плотный картон уже нарезан под нужный формат, также как и ленты со слизурами). Если ваша работа вырезается по шаблону, заготовьте шаблон для каждого. Участникам также приятно, если они могут забрать шаблон или распечатку с размерами домой. Все это облегчит не только труд участников, но и ваш в первую очередь.

Борьба с волнением.
Когда мне предстояло проводить мастер-класс впервые, я волновалась. Очень. Мне казалось, что я что-то забуду, перепутаю последовательность действий, или вообще не смогу ясно выразить свои мысли словами, доходчиво объяснить. Мне очень помог тот факт, что на мой первый мастер-класс пришла моя подруга и бывшая сотрудница, с которой до этого мы в течение года сидели на работе в одной комнате каждый день и довольно тесно общались. Ее присутствие развеяло чувство неуверенности в себе, возникающее от взгляда незнакомых поначалу людей. Поэтому тут я не буду советовать как-то настраивать себя и пользоваться книгами по психологии и ораторскому искусству. Просто позовите с собой друга, пусть поучаствует.

Энергия и отдача.
Большие и длительные мастер-классы проводить тяжело. Иногда к вечеру я чувствую, что не могу больше сказать ни слова. Конечно, каждый затрачивается по-разному, кто-то ни капельки не устает. Да и группы бывают различные, иногда чувствуешь, будто просто сидишь и творишь в веселой компании друзей, рассыпая шутками-прибаутками, а иной раз работа тяжело дается каждому, нужно уделить внимание всем сразу и персонально, в такие моменты хочется разбиться на десять "я". Но позитивное настроение людей, держащих в конце мероприятия свою первую ненаглядную работу перекрывает все. И возвращаясь домой, я тороплюсь показать фотографии семье прямо на экране фотоаппарата, смотрите, какие блокноты мы сегодня сделали! Безумно приятно и потом получать отзывы, безумно приятно, когда люди приходят второй, третий, четвертый раз, чтобы снова испытать радость творчества, несмотря на то, что с техниками они уже знакомы.

Если я научу всех своим секретам, они станут моими конкурентами?
Этот вопрос волнует многих мастеров. Я даже не раз слышала, что когда мастеру задают прямой вопрос, как вы сделали вот это или где вы купили это, он начинает увиливать от ответа или прямо сообщает, что это его секрет, который в программу этого мастер-класса не входит. Мое мнение (может, конечно, многие не согласятся) – чем больше конкуренция, тем больше интерес общества к готовому продукту. Эксклюзивные изделия ручной работы, действительно качественно и аккуратно сделанные, не продаются на каждом углу. Допустим в год вы проведете 12 мастер-классов, и на каждый придет 10 человек. 120 человек овладеют информацией. Они частично могут передать ее еще 80 людям. В итоге 200 человек, половина из которых не имеет физически времени на изготовление изделий на продажу в бешеных количествах. Пусть 100 человек в год стали делать то же, что и вы, время от времени продавая готовое. Количество людей, готовых приобрести продукт творческой деятельности, намного больше. Просто бОльшая их часть не владеет информацией, что такое есть и это можно купить. А если эти 100 человек начнут пиарить свои изделия у себя в блогах, показывать свои друзьям, которые потом расскажут своим, то интерес к готовому просочится в массы, и заказчиков станет намного больше и у них, и у вас.

Материальная выгода от проведения мастер-классов.
Для многих мастер-класс – это еще и неплохой способ заработать. И тут радость от заработанного зависит от достатка мастера в обычной жизни. Кто-то рад, если получит за мастер-класс пару тысяч рублей чистой прибыли, а кому-то и за пять лень это все организовывать. Все зависит скорее от отношения мастера к деньгам в целом. Приятны в плане прибыли мастер-классы, на которые приходит 8–14 человек, поэтому если вы придумали действительно интересный и завораживающий урок, готовы поделиться ценной информацией и правильно подали свою идею, то вы сможете помимо радости человеческой получить хорошую оплату за свой труд. На небольших группах много денег заработать сложно, причина скорее в том, что материалы обходятся дорого, в этом специфический нюанс мастер-классов по скрапбукингу. Сразу скажу, что идей и мастеров, на которых группы набираются легко и часто, пока единицы. Поэтому рекомендую начать с того, что есть, не рассчитывая на золотые горы и оттачивая свое мастерство. Ведь если сидеть сложа руки и ждать супер-идеи, она может так и не прийти. Со временем обязательно все будет: и очень приятная прибыль, и легкость общения с людьми, и внутренний комфорт в работе.

Надеюсь, этот материал будет полезен всем желающим проводить свои мастер-классы. Если возникли какие-то вопросы или спорные моменты – пишите, я всегда открыта общению :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий